• Интернет-магазин
  • Поиск
  • База знаний
  • Язык

Облачность – виртуальность на самообслуживании

Понятие «облачный сервис» уже давно вошло в обиход айтишников, часто подменяя понятие «сервис виртуальный». И зря. Виртуальность и облачность – близкие, но далеко не идентичные понятия. Какие же  характеристики облачных сервисов отличают их от сервисов виртуальных?

Виртуальный объект или процесс в IT-сфере – это объект или процесс, по поводу которого наше воображение должно обманываться, что он находится или происходит в нашем компьютере. На самом деле он в компьютере чужом и далеком. Нам кажется, что мы храним и обрабатываем информацию здесь, у себя. В действительности, некая далекая от нас и часто неизвестно где расположенная сила, называемая DATA-центром, распорядилась так, что данные хранятся и/или обрабатываются у нее. Конечно, с нашего согласия и с условием, чтобы мы не замечаем разницы в качестве сервиса. Назовем эту характеристику – физической независимостью.

Другая характеристика виртуальности – глобальная доступность. Виртуальный сервис должен быть доступен отовсюду, где есть интернет. И с любого устройства, которое поддерживает связь с глобальной сетью. Вот эти две характеристики и определяют в достаточной степени понятие виртуального сервиса.

Теперь перейдем к сервису облачному, который, конечно же, по своей сути является развитием сервиса виртуального. Поэтому описанные характеристики являются необходимыми и для него. Необходимыми, но далеко не достаточными.

Для четкого определения облачного сервиса нам понадобятся еще несколько характеристик. Эти характеристики облачных сервисов введены Национальным институтом стандартов и технологий США. Вот они (в нашем вольном переводе):

Эластичность (Elasticity). Пользователь должен иметь возможность в любой момент времени (!) использовать ровно такое количественное выражение услуги, какое ему необходимо. Например, восемь рабочих часов оккупировать половину мощностей DATA-центра, а следующие шестнадцать часов – только десятую его часть. Или – неделю использовать приложение из облака втроем, а следующую неделю – только вдвоем, без внезапно заболевшего коллеги.

Учет потребления (Metered use). Объем потребления сервиса всегда должен быть измерен, хотя бы в условных единицах. Это может быть время, скорость доступа, количество пользователей и пр. Пользователь должен платить только за потребленные услуги. И «All inclusive» здесь, как правило, неуместен.

Самообслуживание (On-demand self service). Пользователь должен самостоятельно определять необходимый ему объем услуг. Для «дозакупки» услуг или отказа от их части ему должен предоставляться интерактивный инструмент, позволяющий это делать в реальном времени. Например, отказавшись с помощью панели управления от 10Гб дисковой памяти, клиент в тот же момент должен перестать получать за нее начисления от поставщика.

Рассмотренные характеристики облачных сервисов позволяют дать следующее определение. Виртуальный сервис, которого пользователь может отмерить столько, сколько ему нужно, и тогда, когда ему это нужно, причем самостоятельно, и есть облачный сервис.

 



Добавить комментарий

Поля отмеченные * обязательны. HTML тэги отключены.

Если не можете разобрать код, нажмите на него. Картинка будет заменена.